Ребенок дошкольного
возраста, открывая для себя многообразие окружающего мира, вступая в разнохарактерные
взаимодействия с различными сферами действительности, проявляет себя самым
доступным образом - эмоционально. Эмоции как внешнее проявление внутреннего
мира ребенка позволяет определить его отношение к происходящему, способствовать
личностному становлению.
Сегодня дошкольное
образование особое внимание обращает на развитие эмоциональной сферы ребенка.
Это нашло отражение в государственных стандартах дошкольного образования и в
личностно-ориентированной модели образовательного процесса, где эмоция
выступает личностной характеристикой ребенка и является целью профессиональной
деятельности педагога.
Своеобразие работы в
интегрированной группе детского сада нацеливает педагогов на поиск приемов,
позволяющих раскодировать идущую через эмоциональные проявления дошкольников
информацию. Это дает возможность понять и предупредить трудности личностного
развития ребенка, преобразовать и скорректировать негативные явления
эмоционального плана, и, следовательно, и других сфер личности.
Как отмечает С.Л. Рубинштейн,
эмоции не развиваются сами по себе, а изменяются установки личности, ее
отношение к миру, складывающееся в деятельности и отражающееся в сознании, и
вместе с ними преобразуются эмоции.
Следуя этому
направлению, мы в своей группе постоянно стремимся разнообразить деятельность
детей, что приводит к преобразованию эмоций, обогащению их, приобретая
соответствующие формы выражения.
Эмоциональное
благополучие ребенка, как показывает опыт, можно достичь путем создания
благоприятной атмосферы, характеризующейся взаимным доверием и уважением,
открытым и благожелательным общением. Основной акцент мы делаем на негативное
эмоциональное проявление детей (страх, драки и т.п.). Важно выработать
стратегию действий педагогов (а также и родителей) по преодолению эмоциональных
нарушений и разрешению конфликтных ситуаций. Мы учим детей (а это старший
дошкольный возраст) способам самореализации и выхода из неблагоприятных
жизненных ситуаций, т.е. воспитываем социальные эмоции детей, а также не
оставляем без внимания и эстетические, и этические переживания.
Наиболее высокие
потенциальные возможности, на наш взгляд, заложены в искусстве как образе
реального мира, как носителе знаков и символов цивилизации, культуры и народа.
Мы видим своей задачей – научить ребенка «считывать» эту информацию и создавать
ему условия для самовыражения и творческой реализации, а также развитие разных
видов эмоций.
Для решения этой задачи
мы видим (и это подтверждает многолетняя практика в интегрированной группе)
следующие педагогические условия – содержание, диагностирующие и развивающие
методики, интегрированные формы организации художественно-творческой
деятельности, эстетическая и эмоциогенная пространственно-предметная среда.
Вот некоторые фрагменты
из жизни нашей группы. Мы радуемся жизни, успехам товарищей, и конечно же
своим, встрече с прекрасным; переживаем положительные и отрицательные эмоции,
учимся принимать мир таким, какой он есть!
|