Меню сайта
Календарь
«  Январь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Статистика

Главная » 2013 » Январь » 28 » Формирование самостоятельности у старших дошкольников с помощью занимательных математических игр.
14:58
Формирование самостоятельности у старших дошкольников с помощью занимательных математических игр.
  
Известно, что самостоятельность формируется в дошкольном возрасте в процессе овладения разными видами деятельности.            
Как же характеризуется самостоятельный ребёнок? Самостоятельность старшего дошкольника проявляется в его умении и стремлении действовать без помощи взрослого, в готовности искать ответы на возникающие вопросы.  Самостоятельность всегда связана с проявлением активности, инициативы, элементов творчества. Самостоятельный ребёнок – это прежде всего ребёнок, который в результате опыта успешной деятельности чувствует себя уверенно.            
Мы, педагоги старшей группы «Радуга»комбинированной направленности, решили проследить за развитием самостоятельности детей в игровой деятельности. Для выявления уровня сформированности самостоятельности воспользовались дидактическими играми, разработанными З. А. Михайловой,  Б. Н. Никитиным. Анализ полученных результатов  дал возможность выяснить, что  многие  дети  проявляют внимание и интерес к деятельности; задания выполняют правильно, без практической помощи взрослого, но с наводящими вопросами; проявлений инициативы, творчества не наблюдалось.             
Дальнейшая работа строилась на основе полученных данных и состояла в формировании нового для детей деятельности – самостоятельной познавательно-игровой. Её содержанием стали  разнообразные математические игры  и задачи, требующие нестандартного пути решения: головоломки,  логические задачи, лабиринты, игры на составление целого из частей («Сложи квадрат», «Дроби»), воссоздание силуэтов («Танграм», «Пифагор») и др.             
В группе  создали необходимые условия для самостоятельной деятельности детей. Организовали игротеку (уголок занимательной математики), где  подобраны игры различной степени сложности: игры на перестановку фигур, на нахождение пути следования, признаков сходства и отличия, на составление целого из частей («Сложи квадрат», «Дроби»), на воссоздание фигур силуэтов («Танграм», «Пифагор»), палочки Х. Кюизенера, логические блоки З. Дьенеша, игра «Сложи узор» Б. Никитина. В свободном использовании у детей  - дидактические игры, счетные палочки, магнитные доски, фланелеграф с наборами фигур, цифры, ребусы, кроссворды.             
Вначале  дети осваивали простейшие игры математического содержания. Мы уделяли внимание развитию целенаправленного восприятия, проявлениям элементарной самостоятельности: выбрать игру по интересам, решить игровую задачу, выделенную взрослым или самим ребёнком.             
Мы  познакомили детей с игрой «Танграм», а несколько позже  и с «Головоломкой Пифагора».  Дети рассматривали элементы игры, называли их, группировали, составляли из двух-трёх элементов новые геометрические фигуры, составляли силуэты по расчленённым образцам. Мы  приучали детей к определённой последовательности действий: внимательно рассмотреть образец, рассказать о строении предмета, который надо получить, поставить перед собой цель (что надо сделать?), спланировать последовательность и характер действий, выполнить их и осуществить контроль (правильно ли я сделал?).                          
Первичное ознакомление с «цветными числами» Х. Кюизенера проходило на познавательно-исследовательской деятельности. Дети с интересом рассматривали игру, сравнивали палочки по размеру. С удовольствием выкладывали цветные коврики, составляли лесенку, не подозревая, что начинают знакомиться с составом числа. Моделируя геометрические фигуры, дети постигали их свойства, сходства и различия.    Дальнейшее освоение игры проходило в самостоятельной деятельности. Дети учились моделировать по рисунку, а потом по схеме. Такая работа активизирует мыслительную деятельность ребёнка, развивает активность, самостоятельность.            
В своей работе мы использовали различные приёмы повышения интереса детей к играм математического содержания. Игровые ситуации  «Научи Незнайку»,  «Помоги Буратино найти ошибку»,  стимулировали самостоятельную деятельность детей. Также предлагали детям поиграть, отгадать, найти выход из лабиринта; поощряли проявление самостоятельности.           
В содержание НОД прежде всего включали те игры, в которые дети не могут играть самостоятельно. К ним относятся игры на выявление закономерности следования («Продолжи ряд»), на группировку фигур и предметов («Наведи порядок», «Каждой вещи своё место»), на нахождение отличительных признаков и др. Как в самостоятельной, так и в непосредственно-образовательной деятельности детей основное внимание обращали на постепенное усложнение умений, которыми овладевали дети. Это обеспечивало переход от исполнительских действий к самостоятельным (инициативным и творческим).                     
В дальнейшем дети познакомились с  играми «Волшебный круг»,  «Монгольская игра», «Сложи узор»;  учились находить недостающие фигуры, выделять закономерности построения рядов, группировать фигуры по свойствам, составлять разнообразные фигуры из палочек. Постепенно они перестали обращаться к воспитателю за помощью, увлечённо ищут варианты решения задач, добиваются положительного результата. В соответствии с возросшей самостоятельностью  дошкольников практическая помощь взрослого уступила место совету, поощрению, обращению к опыту ребёнка.  В результате появились разнообразные формы организации самостоятельной детской деятельности: индивидуальная, по группам (по интересам).              
Подводя итоги работы за первое полугодие, можно сказать, что самостоятельность успешно формируется в  игровой деятельности детей с помощью разнообразных занимательных математических игр.          
Просмотров: 1055 | Добавил: ulybka147 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: