Перспективы
развития системы дошкольного образования в рамках федеральных государственных
требований.
В настоящее время в обществе идет становление
новой системы дошкольного образования.
23 ноября 2009 г. Приказом Министерства
образования и науки РФ № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных
государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы
дошкольного образования» были утверждены федеральные государственные требования
к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования
(далее ФГТ).
ФГТ
являются вместе с типовым положением о дошкольном образовательном учреждении
пока единственным основополагающим документом нормативной правовой базы системы
дошкольного образования, обязательным для исполнения во всех типах и видах
образовательных учреждений.
Какие же
изменения произойдут в системе дошкольного образования при внедрении ФГТ?
Введение ФГТ связано с тем, что настала
необходимость стандартизации содержания
дошкольного образования, для того чтобы,
обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения
в школе.
Необходимо отметить, что наиболее значимое
отличие дошкольного образования от общего образования заключается в том, что в
дошкольном образовательном учреждении отсутствует жесткая предметность.
Меняется и цель образовательной работы – вместо набора Знаний, Умений и Навыков
предлагается формировать новые интегративные
качества ребенка:
-физически
развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка
сформированы основные физические качества и потребность в двигательной
активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические
процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни;
-любознательный,
активный. Интересуется новым,
неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем
внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен
самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской
деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому.
Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе;
-эмоционально
отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает
персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения
изобразительного искусства, музыкальные
и художественные произведения, мир природы;
-овладевший
средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Ребенок адекватно использует вербальные
и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и
конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается,
обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен
изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от
ситуации;
-способный
управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных
ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила
поведения. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными
желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными
ценностными представлениями о том «что
такое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия,
направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на
улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике,
театре и др.);
-способный
решать интеллектуальные и личностные задачи
(проблемы), адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно
усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем),
поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может
преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить
собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.;
-имеющий
первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе.
Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности
других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и
взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о
государстве и принадлежности к нему; о мире;
-овладевший
универсальными предпосылками учебной деятельности – умениями работать по
правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
-овладевший
необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки,
необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
Необходимо
отметить, что каждому виду детской деятельности
соответствуют определенные формы работы с детьми.
Содержание
образовательных областей:
Содержание образовательной области «Физическая культура» направлено на
достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к
занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие.
Содержание образовательной области «Здоровье» направлено на достижение
целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья.
Содержание образовательной области «Безопасность» направлено на достижение
целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и
формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего
мира).
Содержание образовательной области «Социализация» направлено на достижение
целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения
детей в систему социальных отношений
Содержание образовательной области «Труд» направлено на достижение цели
формирования положительного отношения к труду.
Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение
целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития
детей.
Содержание образовательной области «Коммуникация» направлено на достижение
целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с
окружающими людьми.
Содержание образовательной области «Чтение художественной литературы»
направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении
(восприятии) книг.
Содержание образовательной области «Художественное творчество» направлено
на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей
действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.
Содержание образовательной области «Музыка» направлено на достижение цели
развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку.
Если
говорить о принципиально новом в содержании дошкольного образования, то это
обязательность его соответствия заявленным в ФГТ принципам:
-
принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
-
принцип необходимости и достаточности (соответствие критериям полноты,
необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи
только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к
разумному «минимуму»);
-
принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными
возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями
образовательных областей.
Интеграция разных образовательных областей –
важный сдвиг в структурировании программного материала. Все образовательные
области связаны друг с другом: читая, ребенок познает; познавая, рассказывает о
том, что узнал; взаимодействует со сверстниками и взрослыми в процессе
исследований и обсуждений. Так взаимопроникновение и взаимосвязь образовательных
областей обеспечивают формирование у ребенка целостной картины окружающего
мира. Безусловно, в новых условиях возрастет роль взаимосвязи в работе узких
специалистов и воспитателей. Например, инструктор по физической культуре будет
участвовать в проведении прогулок, организуя подвижные игры, эстафеты по теме.
Музыкальный руководитель будет осуществлять подбор музыкального сопровождения
для проведения мастерских, релаксации, разминок, гимнастик и др.
-
комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
В соответствии с комплексно-тематическим
принципом построения образовательного процесса ФГТ предлагают для мотивации
образовательной деятельности не набор отдельных игровых приемов, а усвоение
образовательного материала в процессе подготовки и проведения каких-либо
значимых и интересных для дошкольников событий. Обучение через систему занятий
будет перестроено на работу с детьми по «событийному» принципу. Такими
событиями станут Российские праздники (Новый год, День семьи и др.),
международные праздники (День доброты, День Земли и др.). Праздники – это
радость, дань уважения, память. Праздники – это события, к которым можно
готовиться, которых можно ждать. Проектная деятельность станет приоритетной.
Критерием того, что данный принцип заработает, станет живое, активное,
заинтересованное участие ребенка в том
или ином проекте, а не цепочка действий по указанию взрослого. Ведь только
активный человек может стать успешным.
-
решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и
детей (образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации
различных видов детской деятельности и
образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов) и
самостоятельной деятельности детей;
Документ ориентирует на взаимодействие с
родителями: родители должны участвовать в реализации программы, в создании
условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном
возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности.
Родители должны быть активными
участниками образовательного процесса,
участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них
доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.
ФГТ определяют планируемые
результаты освоения Программы – итоговые и промежуточные. Итоговый результат
представляет собой совокупность интегративных качеств, или «социальный» портрет ребенка 7 лет, освоившего основную общеобразовательную
программу дошкольного образования.
Портрет
выпускника ДОУ в соответствии с ФГТ.
1. Физически развитый, овладевший основными
культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические
качества и потребность в двигательной активности.
2. Любознательный, активный, интересуется
новым, неизвестным в окружающем мире. Задает вопросы взрослому, любит
экспериментировать. Способен самостоятельно действовать.
3. Эмоционально отзывчивый. Откликается на
эмоции близких людей и друзей.
4. Овладевший средствами общения и способами
взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует
вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и
конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается,
обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве).
5. Способный управлять своим поведением и
планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели.
6. Способный решать интеллектуальные и
личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.
7. Имеющий первичные представления о себе,
семье, обществе, государстве, мире и природе.
8. Овладевший универсальными предпосылками
учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого
и выполнять его инструкции;
9. Овладевший необходимыми умениями и
навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления
различных видов детской деятельности.