Известно, что самостоятельность формируется в дошкольном
возрасте в процессе овладения разными видами деятельности.
Как же характеризуется самостоятельный ребёнок? Самостоятельность
старшего дошкольника проявляется в его умении и стремлении действовать без
помощи взрослого, в готовности искать ответы на возникающие вопросы. Самостоятельность всегда связана с
проявлением активности, инициативы, элементов творчества. Самостоятельный
ребёнок – это прежде всего ребёнок, который в результате опыта успешной
деятельности чувствует себя уверенно.
Мы, педагоги старшей группы
«Радуга»комбинированной направленности, решили проследить за развитием
самостоятельности детей в игровой деятельности. Для выявления уровня
сформированности самостоятельности воспользовались дидактическими играми, разработанными
З. А. Михайловой, Б. Н. Никитиным.
Анализ полученных результатов дал
возможность выяснить, что многие дети
проявляют внимание и интерес к деятельности; задания выполняют
правильно, без практической помощи взрослого, но с наводящими вопросами;
проявлений инициативы, творчества не наблюдалось.
Дальнейшая работа строилась на основе полученных данных и состояла в
формировании нового для детей деятельности – самостоятельной познавательно-игровой. Её содержанием стали разнообразные математические игры и задачи, требующие нестандартного пути
решения: головоломки, логические задачи,
лабиринты, игры на составление целого из частей («Сложи квадрат», «Дроби»),
воссоздание силуэтов («Танграм», «Пифагор») и др.
В группе создали необходимые
условия для самостоятельной деятельности детей. Организовали игротеку (уголок
занимательной математики), где подобраны
игры различной степени сложности: игры на перестановку фигур, на нахождение пути
следования, признаков сходства и отличия, на составление целого из частей
(«Сложи квадрат», «Дроби»), на воссоздание фигур силуэтов («Танграм»,
«Пифагор»), палочки Х. Кюизенера, логические блоки З. Дьенеша, игра «Сложи
узор» Б. Никитина. В свободном использовании у детей - дидактические игры, счетные палочки,
магнитные доски, фланелеграф с наборами фигур, цифры, ребусы, кроссворды.
Вначале дети осваивали простейшие
игры математического содержания. Мы уделяли внимание развитию целенаправленного
восприятия, проявлениям элементарной самостоятельности: выбрать игру по
интересам, решить игровую задачу, выделенную взрослым или самим ребёнком.
Мы познакомили детей с игрой
«Танграм», а несколько позже и с
«Головоломкой Пифагора». Дети
рассматривали элементы игры, называли их, группировали, составляли из двух-трёх
элементов новые геометрические фигуры, составляли силуэты по расчленённым
образцам. Мы приучали детей к
определённой последовательности действий: внимательно рассмотреть образец,
рассказать о строении предмета, который надо получить, поставить перед собой
цель (что надо сделать?), спланировать последовательность и характер действий,
выполнить их и осуществить контроль (правильно ли я сделал?).
Первичное ознакомление с «цветными числами» Х. Кюизенера проходило на
познавательно-исследовательской деятельности. Дети с интересом рассматривали
игру, сравнивали палочки по размеру. С удовольствием выкладывали цветные
коврики, составляли лесенку, не подозревая, что начинают знакомиться с составом
числа. Моделируя геометрические фигуры, дети постигали их свойства, сходства и
различия. Дальнейшее освоение игры
проходило в самостоятельной деятельности. Дети учились моделировать по рисунку,
а потом по схеме. Такая работа активизирует мыслительную деятельность ребёнка,
развивает активность, самостоятельность.
В своей работе мы использовали различные приёмы повышения интереса детей
к играм математического содержания. Игровые ситуации «Научи Незнайку», «Помоги Буратино найти ошибку», стимулировали самостоятельную деятельность
детей. Также предлагали детям поиграть, отгадать, найти выход из лабиринта;
поощряли проявление самостоятельности.
В содержание НОД прежде всего включали те игры, в которые дети не могут
играть самостоятельно. К ним относятся игры на выявление закономерности
следования («Продолжи ряд»), на группировку фигур и предметов («Наведи
порядок», «Каждой вещи своё место»), на нахождение отличительных признаков и
др. Как в самостоятельной, так и в непосредственно-образовательной деятельности
детей основное внимание обращали на постепенное усложнение умений, которыми
овладевали дети. Это обеспечивало переход от исполнительских действий к
самостоятельным (инициативным и творческим).
В дальнейшем дети познакомились с
играми «Волшебный круг»,
«Монгольская игра», «Сложи узор»;
учились находить недостающие фигуры, выделять закономерности построения
рядов, группировать фигуры по свойствам, составлять разнообразные фигуры из
палочек. Постепенно они перестали обращаться к воспитателю за помощью,
увлечённо ищут варианты решения задач, добиваются положительного результата. В
соответствии с возросшей самостоятельностью
дошкольников практическая помощь взрослого уступила место совету,
поощрению, обращению к опыту ребёнка. В
результате появились разнообразные формы организации самостоятельной детской
деятельности: индивидуальная, по группам (по интересам).
Подводя итоги работы за первое
полугодие, можно сказать, что самостоятельность успешно формируется в игровой деятельности детей с помощью
разнообразных занимательных математических игр.
|