У Матери-Природы загадки и тайны на каждом шагу. Каждый
день в природе происходит что-то новое, неповторимое. Природа своей яркостью, разнообразием,
подвижностью привлекает и радует детей,
даёт простор их активности, материал для развития и удовлетворения их
пытливости. Но внимание детей неустойчиво, опыт невелик, многое их удивляет, а
кое-что и пугает в природе. Легко возникающий интерес к тому или иному явлению
часто быстро исчезает, не оставляя сколько-нибудь значительного следа. Много ценного в окружающем дети просто не
замечают, если нет постоянного руководства со стороны взрослого.
С первого дня
прихода детей в старшую группу №2 «Радуга» воспитатели стремятся систематически
приучать их видеть окружающую природу, радоваться красивому, любить растения,
животных. Для этой цели педагоги проводили разнообразные наблюдения,
дидактические игры экологического содержания, эвристические беседы, разучивали
стихи и песни.
Знакомя детей с природой, воспитатели выбирали для
наблюдения предметы и явления, вызывающие у детей радостные эмоции своей
красотой, близостью: искрящийся снег, яркий цветок, плывущие по небу облака и
т. д. В тех случаях, когда дети наблюдают не очень приятные для них явления
природы (дождь, гроза, метель), педагоги стараются своим объяснением, шуткой,
личным поведением, песенкой, весёлыми стихами вызвать у детей бодрое
настроение, радостные эмоции.
В течение
года ребята наблюдали, как меняется природа. Быстрые изменения в природе
привлекают внимание детей и предоставляют богатые возможности для наблюдений.
Наблюдая такие яркие явления, как листопад, метель, снегопад, дети научились
понимать их, задают вопросы и впоследствии объясняют, почему птицы улетают на
юг, почему поздней осенью замерзают лужи, почему тает снег, кто раскрасил
радугу и т. д. Умение наблюдать рождает умение делать выводы, воспитывает
логику мыслей, чёткость и красоту речи.
Привлекая
внимание детей к изменениям, происходящим в природе, воспитатели старались
научить детей не только любоваться увиденным, но и наблюдать, понимать
некоторые явления природы, заботиться о ней, охранять и приумножать её
богатства. Например, уже при первой
встрече с весенними цветами напоминали детям о бережном отношении к ним, о том,
что не нужно их рвать, топтать. Показывали, как гибнет сорванный цветок, а его
«сестрички и братишки», такие же цветочки, поникли головками и плачут. Реакция
детей на такие эпизоды была различной. Одни переживали и надолго запоминали
случившееся, другие с интересом слушали воспитателя, третьи оставались
равнодушными. С ними проводили индивидуальные беседы. С большим интересом
знакомились дети с цветком мать-и-мачеха: рассматривали большие листья,
мохнатый стебелёк, лепестки. Во время знакомства рассказывали, что с давних пор
люди стали использовать эти цветы как лекарство от кашля. Наблюдая за
одуванчиками, напоминали, что одуванчик
– лекарственное растение, в медицине используют для лечения кашля, улучшения
аппетита. Потом дети придумывали о нём интересные истории.
В процессе
работы воспитатели неоднократно замечали, что некоторые распространённые
явления природы, как, например, ветер, луна, звёзды закономерно вызывают у
детей большой интерес, и мы считаем необходимым поддерживать и развивать этот
интерес, давая детям доступные их возрасту представления об этих явлениях.
Трудно
воспитать у детей заботливое отношение к
растениям и животным, если не привлекать их к труду в природе, ежедневному
систематическому уходу за растениями. Дежурить в уголке природы дети любят,
знают названия комнатных растений, умеют ухаживать за ними. Пусть этот труд в
уголке невелик, но само отношение к нему, желание трудиться у детей огромно.
Хочется верить, что наши дети, когда
вырастут, будут любить, щадить природу, бережно относиться ко всему живому на
земле.
|