«На земле он всех сильней,
Потому что всех умней…»
Среди прочих
представителей живой природы человек
занимает в умах детей особое место. Детей интересуют проблемы, которые уже
перестали волновать взрослых: «Из чего мы сделаны?», «Для чего нужна кровь?»,
«Зачем человек ест?» и т. д.
У детей седьмого
года жизни интерес к человековедению выражен особенно сильно.
Анкетирование, проведённое по теме «О чём спрашивают дети», позволило выявить
основные «гнёзда» вопросов, которые задают дошкольники педагогам и родителям о
человеке. Детей интересует решительно всё: как, от кого произошёл человек, как работает
сердце человека, как органы человека помогают друг другу, как жили «древние»
люди и т. д.
Пытливо относятся дошкольники к
вопросам о роли родителей в происхождении детей, о процессе развития ребёнка в
организме матери, собственном появлении на свет.
В подготовительной к школе группе «Радуга» мы продолжаем
целенаправленно знакомить детей со строением человека, назначением отдельных
органов и условиями их нормального функционирования. Дети побывали в «Институте
здоровья», путешествовали по времени «пещерного человека», фантазировали на
тему «происхождение человека». Часто ставим детей в условия выбора, где дети
учатся решать проблемы в процессе обсуждения и самостоятельного поиска решения.
Практика показывает, что самостоятельно принятые детьми правила выполняются
наиболее добросовестно.
В группе широко практикуется решение
логических и экологических задач, работа с моделями (модель «Внутреннее
строение человека», «Витамины» и др.)
Систематически
проводятся разнообразные сюжетно – ролевые игры на медицинскую и педагогическую
тематики, дидактические игры с использованием элементов ТРИЗ («Хорошо – плохо»,
«Вред – польза», «Да – нет» и др.), где закрепляются знания, полученные на
специально организуемых занятиях, у детей развивается логическое мышление,
воображение. Часто организуются игры-конкурсы, соревнования с валеологической
тематикой, в ходе которых закрепляются правила, обеспечивающие сохранение и
поддержание здоровья; развивается способность не растеряться в нестандартной
ситуации.
Систематически читаем детям
художественные и научные тексты, направленные на развитие познавательной сферы
и формирование взглядов на здоровый образ жизни.
На занятиях по художественному
творчеству закрепляем умение рисовать и
лепить человека, соблюдая пропорции частей тела и передавая несложные движения.
Любят дети отражать в своих рисунках, аппликациях, поделках ситуации, связанные
с выполнением закаливающих, гигиенических процедур.
В свободное время составляем с детьми
интересные рассказы о сохранении здоровья и лечении («Что я знаю о себе?», «Моё
здоровье», «Мне болезни нипочём» и др.),
разгадываем кроссворды. Решение кроссвордов способствует развитию у
детей логического мышления, речи,
способности соотносить свои догадки с реальностью, выдвигать гипотезы,
проверять их истинность, отказываться от них в случае несоответствия своего
предположения объективным критериям.
|